Ничтожен ли договор несоответствующий нормативно-правовому акту органа местного самоуправления?

Тема юридических сделок, в особенности их недействительности является одной из наиболее актуальных и спорных. Это подтверждается и устойчивой тенденцией современной судебной практики – стремительным ростом в последнее десятилетие количества рассматриваемых российскими судами споров, связанных с признанием сделок недействительными и реализацией соответствующих имущественных притязаний их сторон, а также возникновением в практике судов в связи с такими делами большого числа вопросов как материально-правового, так и процессуального характера.

Одним из таких вопросов является вопрос может ли несоответствие договора нормативно-правовому акту органа местного самоуправления являться основанием для признания его ничтожным в порядке ст. 168 Гражданского кодекса РФ (Далее – ГК РФ).

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. В свою очередь в ст. 3 ГК раскрывает содержание гражданского законодательства, согласно которой нормы гражданского права могут содержаться в федеральных законах, указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ.

Соответственно, нормы гражданского права не могут содержаться в нормативных правовых актах органа государственной власти субъекта или органа местного самоуправления.

Основываясь на буквальном толковании ст. ст. 3 и 168 ГК РФ, суды справедливо исходят из того, что договор не может быть квалифицирован ничтожной сделкой по ст. 168 ГК РФ на основании его противоречия (несоответствия) нормативному правовому акту органа местного самоуправления (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 20.05.2010 по делу N А17-3461/2009, от 13.05.2010 по делу N А11-7473/2009, от 28.04.2009 по делу N А39-3390/2008, ответ на вопрос N 28 Рекомендаций Научно-консультативного совета ФАС Волго-Вятского округа о практике применения законодательства от 25.03.2009).

Так в деле № А17-3461/2009, рассматриваемом ФАС Волго-Вятского округа заявитель просил отменить решение суда первой инстанции, которым было отказано истцу в признании договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с обустройством остановочных павильонов недействительным. В качестве оснований ничтожности оспариваемого договора и дополнительного соглашения к нему заявитель указал на несоответствие их решению Ивановской городской Думы и постановлению главы города Иваново, то есть на акты органов местного самоуправления.

Суд указал, что согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. Термин «закон и иные правовые акты» означает все надлежаще установленные нормы гражданского законодательства. В силу ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении РФ.

Согласно пунктам 2 и 3 ст.3 ГК РФ гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов, а также указов Президента России.
Таким образом, противоречие договора аренды актам местного самоуправления не влечет признания их ничтожными в порядке ст. 168 ГК РФ.

То же обоснование используют суды, отказывая квалифицировать договор ничтожным на основании его несоответствия нормативному правовому акту органа государственной власти субъекта РФ (Постановления ФАС Московского округа от 26.10.2009 N КГ-А40/11153-09, от 01.11.2008 N КГ-А40/7947-08-1,2).
Однако в судебной практике существует и противоположная позиция.

В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

На основании этой нормы суды подчас приходят к выводу, что сделка (в том числе договор), совершенная по поводу муниципального имущества, должна соответствовать не только федеральному законодательству, но и нормативным правовым актам органов местного самоуправления. Следовательно, если договор не соответствует нормативному правовому акту органа местного самоуправления, то он ничтожен на основании ст. 168 ГК РФ (Определение ВАС РФ от 10.10.2007 N 11951/07 по делу N А59-2281/06-С16, Постановление ФАС Поволжского округа от 14.06.2005 по делу N А65-17239/04-СГ2-6).

Так согласно Определению ВАС РФ от 10.10.2007г. № 11951/07 по делу № А59-2281/06-С16 в передаче дела по иску о признании недействительными договора аренды муниципального имущества, дополнительных соглашений к нему и о применении реституции в виде возврата арендованного имущества в муниципальную казну для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд правомерно признал оспариваемый договор недействительным на основании того, что спорный договор заключен без проведения торгов, то есть с нарушением установленных органом местного самоуправления.

NetJurist
Услуги по юридической регистрации ООО и продаже готовых фирм

Запись опубликована в рубрике Юридические услуги с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>